Мария Ненарокомова
Мария Ненарокомова

·

Когнитивно-поведенческая терапия

pexels-photo-5699456

Одно и то же событие может вызвать абсолютно разные эмоциональные и поведенческие реакции у разных людей.

Трудоголизм может быть предметом гордости для успешного менеджера, эгоизмом в глазах его жены, приятным бонусом для его начальника, поощряемой нормой для знакомых и аддикцией для психолотерапевта.

И это не про реальность. Это про ценности, убеждения и правила поведения конкретного человека.

В КПТ, когнитивно-поведенческой терапии, есть понятие «глубинные убеждения» — это базовые, основополагающие представления о себе, других людях и окружающем мире в целом.

Большинство убеждений формируются еще в детстве из базовых потребностей — быть любимыми, принятыми и одобренными значимыми взрослыми — родителями. И, тем самым, быть в безопасности.

Каждая семья — это система, которая функционирует в рамках определенных правил. Это взгляды на то, как проявлять свои эмоции (или не проявлять), как относиться к ошибкам и неудачам, как себя вести с другими людьми, о чем можно и о чем нельзя говорить, какие цели правильные, что такое хорошо, и что такое плохо.

Семейные правила, которые устанавливаются изначально для воспитания, развития и обеспечения безопасности часто используются родителями, как морально-ценностный критерий достоинства детей.

Например, ребенок испачкался — это неприятно для родителя (неловкость, необходимость дополнительной домашней работы), в ход идет оценка: «неряха» и «грязнуля». Не успел подготовить домашнее задание и получил двойку — «тупой» и «лентяй». Протирая пыль разбил вазу — «руки не из того места», «растяпа».

Все это может сформировать отношение к ошибке и неудаче, как к моральной оплошности. Совершая ошибку, человек становится плохим, никчемным, тупым и т.п.

Из потребности в социальной интеграции в более зрелом возрасте формируются новые и/или подкрепляются старые убеждения. Мы учимся взаимодействовать с противоположным полом, адаптируемся и вливаемся в учебный и рабочий коллектив.

Убеждения при этом могут быть функциональными и дисфункциональными — помогать в удовлетворении потребностей или загонять во фрустрацию.

Об этом расскажем в следующих публикациях.

Share on vk