Мария Ненарокомова
Мария Ненарокомова

·

Психология вождения: чем опасна агрессия за рулем?

Понятие "агрессивное вождение" появилось впервые в США в 1987 г. в качестве термина Road rage (дословно "дорожная ярость").
Психология вождения: чем опасна агрессия за рулем?

Интересно, что в конце 1990-х Road rage хотели внести как диагноз в международную классификацию болезней. Но исследования Национального института Психического здоровья США выявили, что вспышки гнева за рулём – сложное явление, и могут быть спровоцированы рядом факторов, в т.ч. и другими заболеваниями.

66% совершенных аварий с тяжелыми последствиями вызваны именно агрессивным вождением!

В России психическому состоянию водителей также стали уделять больше внимания. Так, в рамках начального обучения вождению недавно появился новый предмет: психофизиологические основы деятельности водителя, где учат, в том числе, как предотвратить и выходить из конфликтной ситуации на дороге.

На рассмотрение Госдумы РФ был подан законопроект, предлагающий ввести ответственность за агрессивное вождение. Но предложение не было утверждено, т.к. сначала надо ввести сам термин «агрессивное вождение» в ПДД.

Часть проявлений агрессии уже урегулирована: ПДД запрещают препятствовать обгону, пользоваться звуковым сигналом без необходимости предотвращения аварии, перестраиваться без необходимости обгона или поворота и создавать иные помехи.

С остальным сложнее:

  • «соревнование» – обгон в ответ на обгон;
  • «воспитание» – резкое перестроение, «подрезание», торможение, уменьшение бокового интервала в ответ на маневры других водителей;
  • неуважение – нецензурные реплики, неодобрительные сигналы следующему рядом водителю;
  • «шашки» – серия обгонов-опережений с многочисленными перестроениями из одного ряда в другой без снижения скорости;
  • проезд «вне очереди» – объезд пробки по встречной или по обочине, вклинивание в плотный поток машин в соседнем ряду;
  • проезд перекрестков с резким ускорением на последних секундах разрешающего сигнала.
Психология вождения: чем опасна агрессия за рулем?

Согласно статистическим данным в более чем в половине случаев водители-виновники ДТП хотели показать «смелость на дороге» и нарушали правила дорожного движения.

В 41% случаев не учитывали интересы остальных участников движения.

В 37% случаев превышали скорость, так как пытались скорее добраться до места назначения.

Агрессия за рулем: причины

Психическое состояние водителя напрямую влияет на манеру езды и то, что он себе позволяет на дороге. Основные причины агрессивного вождения, которые выделяют психологи:

  1. Анонимность. Машина снимает сдерживающий барьер. Вряд ли на улице мы обрушим гнев на человека, который, например, случайно задел нас плечом, проходя мимо. Внутри автомобиля появляется иллюзия защищенности и безопасности – водителям кажется, что их нельзя идентифицировать.
  2. Негативные установки по отношению к той или иной группе людей. Водители могут неосознанно разделять других участников движения на «приятных» и «неприятных», «чужих» и «своих», поддаваясь влиянию стереотипов. Всем знакомо: «Да там баба за рулем – понятно!».
  3. Стресс ситуативный. Пробки заставляют людей раздражаться, как, впрочем, и другие задержки. Очереди в магазинах и МФЦ также нервируют, но сохранение внешнего спокойствия тут объясняется отсутствием желания выделяться среди окружающих людей. Характерная для неожиданных пробок ситуация фрустрация и желание избежать затрат времени могут вызывать вспышки гнева и кратковременную потерю контроля над собой. Физические факторы (шум, повышенная температура, осадки и т.п.) также повышают вероятность возникновения агрессивного поведения.
  4. Стресс личностный. Влияние оказывают и события, произошедшие в жизни водителя до того, как он сел за руль, в каком психологическом состоянии он пребывает. Агрессивное вождение может быть также адаптацией и разрядкой напряжения (Дж. Туби, Л. Космайдес). И вот спокойный на работе офисный сотрудник превращается в неадекватного нервного водителя на дорогах.
  5. Физиология. Некоторые авторы считают, что агрессивное поведение априори имеет инстинктивную природу (например, З. Фрейд). Также доказано, что вероятность возникновения агрессивного поведения выше в период гормональной перестройки организма.
  6. Агрессивность общества. Многие пользователи дорог достигли положения в жизни путем игнорирования или обхода правил, принятия на себя рисков в высоком уровне конкурентоспособности. Сегодня мы живем в мире, в котором сознательное агрессивное поведение при управлении транспортными средствами может вознаграждать агрессора. В этом случае агрессия продумана – водители, например, не занимают место в очереди медленно движущихся автомобилей, а выезжают на полосу встречного движения/обочину и продвигаются по ней «до победного», обогнав за это время 30+ автомашин и тем самым вызывая раздражение у еще 30+ водителей.
  7. Криминальный аспект. Доказаны связи между ненадлежащим управлением автомобилем и криминальным насильственным поведением. Многие, кто наиболее агрессивно ведет себя на дорогах, являются лицами, для которых агрессия (в т.ч. агрессия криминального характер) является привычным поведением.
  8. Влияние СМИ. На водителей может оказывать опосредованное влияние просмотр новостей, передач и даже рекламы автомобилей с элементами агрессии. Безусловно, влияние СМИ на агрессивность – неоднозначное явление, требующее детальное и индивидуальное рассмотрение в каждом случае.

Как снизить свой уровень агрессии за рулем и меньше страдать от неадекватного поведения других водителей?

Психология вождения: чем опасна агрессия за рулем?

Психология вождения автомобиля открывает глаза на то, почему некоторые собственники авто ездят резко и пренебрегают ПДД.

Советы, как снизить уровень агрессии и не выходить из себя, если другие участники дорожного движения ведут себя нагло и не нормально:

  1. Презумпция невиновности. В случае агрессивного или странного поведения другого водителя попробуйте найти этому объяснение. Что, если он торопится в больницу к родственнику, например? Это далеко не всегда злонамеренные действия.
  2. Дай дорогу дураку. Лучше пропустить втискивающуюся перед вами машину, чем поцарапав свою, доказать неправоту другого водителя. Не поддавайтесь на провокации, тратить время и нервы на пустяковое ДТП будет гораздо обиднее.
  3. Без паники. Если другой водитель потерял контроль, перекрывает вам дорогу, устраивая «разборки», не выходите из машины. Если вы вынуждены остановиться, включите «аварийку», заблокируйте двери. Общайтесь через приоткрытое окно, говорите спокойно и уверенно. Снимайте происходящее на телефон или видеорегистратор. Как правило, угроза вызова полиции и обращения в суд остужает пыл агрессоров. На случай, если ситуация совсем выйдет из-под контроля, в российских реалиях лучше иметь в машине перцовый баллончик.
  4. Поменяйте локус контроля. Не принимайте неумение других людей справляться с эмоциями на свой счет. Подумайте о дальнейших планах на день, включите любимую музыку и сконцентрируйтесь на дороге.
  5. Тренируйте самоконтроль. Научитесь понимать себя, ловя моменты, когда вас «накрывает». Развивайте самообладание, меняя привычные способы реагирования.

Старайтесь садиться за руль в спокойном психо-эмоциональном состоянии. Конфликты, плохое самочувствие, усталость и недостаточный сон – все это провоцирует агрессию. Если совладать с собой сложно, такси – верное и безопасное решение.

И, конечно, не забывайте золотое правило нравственности. Не будьте такими водителями, которые раздражают вас. Тренируйте плавный стиль езды, пользуйтесь поворотниками, извиняйтесь, если виноваты, будьте понятны и предсказуемы для других водителей!

Share on vk