В 1968 г. американский ученый Роберт Розенталь провел эксперимент в одной из начальных школ. Учителям было сказано, что с помощью специальных тестов можно выделить особо одаренных детей, и при определенном подходе педагоги смогут раскрыть их потенциал.
При этом Розенталь спонтанно указал обычных учащихся, как «особо одаренных» – ученики по факту продемонстрировали схожий результат теста на интеллекта. Через год выбранная группа действительно показала высокие результаты уровня интеллектуального развития. Учителя, уверенные в особенности детей, стали уделять им большее внимание, приписывая положительные качества, создавая доброжелательную атмосферу для развития.
Спустя 20 лет психологи Ребекка Кертис и Ким Миллер опубликовали результаты другого исследования. Участников-студентов, изначально не знакомых друг с другом, разбили на пары. Некоторых из них предупредили, что они нравятся собеседникам. В результате те, кто был уверен в симпатии нового знакомого, общались с ним более приветливо, заинтересованно и откровенно. В итоге вторые участники беседы к концу встречи действительно испытывали интерес к собеседнику.
На этом же эффекте основано действие аффирмаций. Им же активно пользуются:
- гадалки;
- маги;
- экстрасенсы.
Но мистики здесь нет. Внутренние убеждения определяют модель поведения, принимаемые решения и оценку текущей ситуации. Ожидая что-то конкретное, фильтруя поступающую информацию, мы находим факты и подтверждения этого в реальности. Что только укрепляет веру в эти убеждения.
Роберт Розенталь и его эффект Пигмалиона в наши дни считается психологическим феноменом.