«И надо было так облажаться, ха ха», «Хотела, как лучше, а в ответ получила дополнительную смену, хо хо», «Я же глупенькая просто – вот опять все перепутала, хи хи». Яркое несоответствие содержания истории и эмоций рассказчика. Человек будто смеется над шуткой, которую сыграла с ним судьба. Но шутка не смешная и оставляет «осадок» у всех участников процесса.
«Если пациент смеется, рассказывая о своих неудачах, и особенно если аудитория присоединяется к его смеху, значит, его неудача – часть катастрофы, запланированной сценарием пациента. Когда окружающие смеются, они увеличивают выигрыш, ускоряют судьбу пациента и мешают ему выздороветь.» (Эрик Берн «Люди, которые играют в игры»)
«Смех висельника» — это патологический юмор, высмеивание себя как способ избегания неприятных эмоций и снятие напряжения. Это защитный механизм психики.
На вопрос: «Почему вы сейчас смеетесь?» частый ответ:
- «Это нервное»;
- «Я не знаю»;
- «Это неконтролируемо».
Но если пойти глубже выяснится, что этот смех возникает только в определенных ситуациях и проблемах.
Что делать с «Юмором висельника»?
Конечно, юмор и самоиронию нельзя исключать из жизни. Но смех – это не про личную трагедию. Дисфункциональное саморазрушающее поведение – это не повод для радости.
«Юмор висельника» в этом случае, как и любой механизм психологической защиты не учитывает долгосрочную перспективу. Анестезия неприятных эмоций в моменте приводит к искажению адекватного восприятия реальности.
Что делать, если в таких реакциях вы узнали себя? Отследить, в каких ситуациях это происходит, найти происхождение проблемы, осознать, какие правила и убеждения лежат в основе, работать с этим.
Готовы улучшить качество жизни?